Сведение и эквалайзер

Использование эквалайзера

Освоив сведение в его базовом исполнении, ты сможешь вполне сносно делать переходы с одной композиции на другую. Но для сведения на профессиональном уровне тебе все еще будет не хватать одной изюминки – использования эквалайзера. В этой статье мы будем разбираться, как использовать этот мощный инструмент для создания абсолютно гладких и естественных переходов.

Как всегда, немного теории

Если не вдаваться в технические подробности, то канальные эквалайзеры микшера позволяют тебе управлять уровнем определенных диапазонов частот (обычно верхнего, среднего и нижнего) звукового сигнала. А так как зачастую можно провести соответствие между элементами трека, такими как бочка или вокал, и диапазонам, которым они принадлежат, то получается, что эквалайзер позволяет тебе произвольно приглушать или, наоборот, акцентировать элементы мелодии.

Таблица ниже иллюстрирует эту приблизительную принадлежность элементов трека частотным диапазонам. Чтобы непосредственно прочувствовать, о чем идет речь, поиграй с эквалайзером, следя за тем, на какие элементы композиции особенно влияет тот или иной регулятор.

Диапазон
Типичные частоты
Элементы трека
Верхний 3 000 – 20 000 Гц Тарелки, струнные инструменты, верхняя часть вокала
Средний 250 – 3 000 Гц Мелодия, нижняя часть вокала, перкуссия
Нижний 20 – 250 Гц Бочка, басовая линия

В канальных эквалайзерах микшера трем основным диапазонам из таблицы соответствуют отдельные регуляторы (см. фото слева). В нейтральном положении (метка верх) регулятор не оказывает никакого влияния на сигнал своего диапазона. Зато поворот ручки влево приглушает соответствующие частоты, а вправо – наоборот, делает их громче. Кроме того, на некоторых микшерах есть кнопки Kill (или соответствующая зона в крайнем левом положении регулятора), которые полностью «убивают» нужный диапазон частот.

Какое все это имеет отношение к сведению? Самое прямое. Дело в том, что тарелки и бочки двух треков, накладываясь, зачастую плохо уживаются друг с другом. В результате, даже несмотря на то, что бочки треков синхронизированы, звук при переходе может получиться грязным. Чтобы этого избежать, вначале DJ с помощью эквалайзера приглушает потенциально конфликтные элементы нового трека, а в процессе перехода заменяет ими соответствующие элементы старого.

Кстати, из всего этого следует, что при сведении тебе в основном предстоит иметь дело с регуляторами высоких и низких частот. Регуляторы средних используются редко еще и потому, что в момент перехода хотя бы один из треков находится либо на вступлении, либо на окончании, где мелодия и вокал обычно отсутствуют. Соответственно между композициями диссонанса в среднем диапазоне не возникает.

А теперь – практика

Разобравшись с основами, я сейчас расскажу, как чаще всего использую эквалайзер при сведении. Заметь, что это не догма, а всего лишь отправная точка для твоих экспериментов.

Итак, перед тем, как начать выводить трек B на танцпол, почти полностью убери на нем низкие частоты, а высокие сбавь где-то на две трети. Затем, в процессе обычного перехода при помощи фейдеров, плавно подкручивай регуляторы канальных эквалайзеров, добавляя на B низких частот и одновременно убирая их на A. То же самое не забывай проделывать и с высокими. В конце перехода у тебя на зал должен звучать трек B со всеми тремя регуляторами эквалайзера в нейтральном положении.

Так как у тебя не шесть рук (надеюсь), то орудовать фейдерами и регуляторами эквалайзеров придется поочередно. Начни, как обычно, – с перевода между A и B при помощи ползунков каналов. Когда трек B станет различимым на танцполе, отвлекись от фейдеров и займись переводом между треками в плоскости низких частот, плавно добавляя их на B и убирая на A. Затем можно вернуться к фейдерам, а еще через некоторое время – обратить внимание на высокие частоты. В итоге твои руки будут постоянно перемещаться между фейдерами и регуляторами канальных эквалайзеров, подхватывая эстафету перехода то там, то здесь.

Чтобы стимулировать твою фантазию, приведу еще несколько вариаций на эту же тему:

Выведение на высоких. Иногда бывает так, что во вступлении трека B присутствует элемент мелодии, который интересно заявить с самого начала перехода. В таком случае ты не трогаешь высокие частоты канала B, но по мере выведения этого канала слегка сбавляешь их на A, чтобы высокие двух каналов не перекрикивали друг друга.

Вот пример из моего последнего микса, «Граю хаус»:

Переход начинается на 7-й секунде отрывка; заметь, как я сразу заявляю новый трек его фирменным «тилиньканьем» на высоких нотах.

Резкая смена бочки. Вместо того чтобы плавно прибавлять низких частот на B и убирать их на A, в переход можно добавить немного драматизма. Для этого одним быстрым движением выведи низкие у B и убери их на A, когда оба трека будут хорошо слышны на танцполе. Напоминаю, что такие резкие изменения во время перехода можно делать только в начале двоек.

Резкая смена тарелок. То же, что и предыдущий пункт, только с регуляторами высоких частот.

В заключение

Использование эквалайзера позволяет тебе делать по-настоящему гладкие и незаметные переходы между треками. В то же время, если попытаться словами описать все действия диджея во время перехода, то картина может оказаться довольно устрашающей. Диск-жокею приходится управлять фейдерами каналов, орудовать регуляторами эквалайзеров, периодически подслушивать танцпол в наушниках, а также отслеживать и корректировать возможные отставания одного трека от другого.

Хорошая новость в том, что, постепенно осваивая различные технические аспекты диджеинга, со временем вполне реально довести их до автоматизма. И в один прекрасный день ты словишь себя на том, что классное сведение начало получаться «само собой».

Комментарии

Изображение пользователя TommyAngelo.

Блиин, как же понятно ты все расписываешь!!! Спасибо огромное!!! Никак не мог найти сайт с такими замечательными объяснениями, но, наконец-то, нашел! DJ JM, Респект и уважуха тебе!

Изображение пользователя JM.

TommyAngelo, спасибо! Понятный и доступный язык статей - одна моих главных целей. Рад слышать, что я на правильном пути.

Теперь дело за малым: чтобы ты рассказал всем своим друзьям и знакомым об этом сайте. Wink

Изображение пользователя max_yes.

Допустим, я не совсем точно определил питч трека В, после чего убрал в нём низкие и высокие частоты, и начал сводить -- при этом треки начали потихоньку расходиться. Какие есть хитрости, чтобы вовремя определить эту проблему?
Или только опыт изначального подбора питча? Smile

Изображение пользователя JM.

max_yes, действительно, когда низкие и высокие убраны, то ориентироваться тяжелее - ведь основные указатели ритма трека (бочка и тарелки) приглушены. Тем не менее, с опытом и тренировками приходит умение следить за битом даже в такой ситуации. Практика, практика, практика! Smile

респект за статьи, ничего нового для себя не открыл, но вот новичкам более чем полезно.

работа с эквалайзером - это все-таки более интуитивный процесс, чем остальные технические нюансы. как мне кажется, залогом отличного эквалайзинга и миксинга в целом - это отличное знание треков, которые играешь, вплоть до хронометража.
я хоть и сторонник "спонтанного" подбора треков на танцполе, но все-таки полезно иногда дома пробовать треки на "дружбу", потому как банально могут не подходить тональности, особенно, когда между треками есть маленькая разница в BPM.

есть еще интересный прием при работе с эквалайзером: резкая смена басса. когда треки играют в одной / паралельных тональностях, либо на кварте / квинте (необходимо знание сольфеджио Very Happy ), иногда очень круто получается сводить намного заранее, с резким kill'om басса предыдущего трека и резкого возврата в 0 следующего (нужно помнить время начала басс-линии хотя бы следующего трека). можно также "подождать" ухода басс-линии предыдущего трека и сразу вступить с нового. оставлять наедине с басс-бочкой аудиторию мне не нравится, хочется большей динамичности. а вот вышеописанная смена бочек очень полезна, когда сводишь "ровный" бит с брейксом Very Happy иногда хочется такой изюминки)

надо еще учитывать такую вещь, как есть ли в клубе компрессор на "выходе". без него даже на самой "правильной" по частотам сводке добавляется режущая ухо "острота" бочек, играющих в унисон.

max_yes. по поводу питчинга и битмэтчинга. дай следующему треку поиграть дольше в твоих наушниках. на первых порах, когда секунд 30 у тебя точно биты на "расходятся", можешь трек на время заглушить, но не останавливать. пока есть время, можно играться с эффектами и т.п. потом снова включи трек и ты услышишь, насколько бит разошелся. и в зависимости от того, как настроен питч (+/- 5%, 10%), подгоняй его и гряди на проценты, а не на определяемый BPM. Вообще не рекомендую смотреть на BPM, который определяет сидюк, это поможет, когда прийдется играть на старом хламе, в котором минимум "помощников".

Изображение пользователя Aferist Dickson.

Респек те огромный ДжейЭм !!! твой сайт реально заслуживает внимания и уважения!!! спасибо те!!!

эт единственный сайт, где я нашёл свои ответы на вопросы.. JM спс!

Изображение пользователя Goooks.

Спасибо,очень нужная информация,вот еще что хотел спросить,слушал много сетов Dj коня ,он когда сводит треки они у него очнь долго вместе играют,и совсем не замечается переход ,трек добавляется по маленьким деталям,это зависит от длины и начало самого трека или от чегото другого?

Изображение пользователя StyXXX.

плавный переход получаеца еще и тогда, когда сводимые треки звучат в одной тональности или похожи мелодиями
ну и частотами грамотно работать надо Wink

Изображение пользователя Nills.

Very Happy Razz Спасибо огромное по внимательней почитал все гуд стало ..

прогресс

Хороший сайт. Реально Помогает ). Спасибо )

Изображение пользователя Анюта.

Да...........DJ JM!!!Ты просто умница!!!Хотя,это слабо сказано!!!О4 понятно изложен материал!!!Всё грамотно,алгоритми4но!!!Первый раз наблюдаю такой сайт где такая инфа!!!Спасибо тебе большое за твой труд!!! Very Happy

Изображение пользователя kravchenkoka.

А я то думал, что всё намного сложнее!!!! Пасибки!!

Привет JM... Мне очень понравился твой сайт, а статьи помогли во многом!!! ...

Эх...
Как здорово всё это читать, и как больно осозновать, что своего оборудования нету...
Virtual Dj неплохая прога, но мышкой прокручивать эквалайзеры, одновременно работая с микшером - дело практически невозможное(

Случайно набрёл на этот сайт, первая же статья затянула и теперь читается все на одном дыхании. Язык - просто чудесный! И не нудно и в то же время очень доходчиво и понятно мне, человеку стоявшему за сидюками раз в жизни) Очень хочется исполнить мечту, для осуществления которой долгое время не делал шаги напуганый стоимостью железа. Начать решил с того что пошёл учиться к знакомому, который иногда проводит свои вечеринки. Побыв здесь, понял что на первом занятии обучение у него моё окончилось) Из твоих статей понял больше и более нужные для себя вещи)) Ты - талантливый учитель) И сразу возник вопрос) Может ты проводишь частные уроки? Хотелось бы поучиться у такого мастера этого дела)

Изображение пользователя JM.

Юра, спасибо! Частных уроков не провожу, но в планах на ближайшее время - запуск видео-уроков, что почти то же самое Wink

Ну в принципе с таким изложением вполне хватает и текста) Хотелось бы ещё внимательный и опытный взгляд специалиста, наблюдающего за твоими действиями) Вобщем спасибо за ресурс. Действительно помогает. Так глядишь и получится чего. Вопрос не к этой теме, а в принципе о попытках начать. Насколько будет продуктивно если начать обучаться на миди-устройствах и насколько будет тяжело перейти на железные си-ди? К сожалению, достаток не позволяет сейчас даже cdj-100((

Сори. Вопрос снят. Нашел в теме.

Пис! Девчонку к себе пустите?=))) Я вот тоже совсем недавно случайно попала за вертушки в самую жару транс вечеринки,прочувствовала всю энергетику танцпола,пока мурашки по коже не побежали и решила,что это моё=)) Действительно оч люблю музыку=)))просто до полуобморочного состояния=)))....Нашла себе достойного учителя...Скоро начнутся занятия,а я уже во всеоружии,благодаря этому сайту=)) DJ JM,спасибо тебе за всю инфу! Сайт на самом деле здоровский=)) Написан просто и доступно даже для первоклассника! Побольше бы таких,как ты!)) Respect:*

ЧУВАК! ТЫ просто молодец!! Очень ценная инфа, понятное обьяснение и самое главное всё это в одном месте Smile Решпект!

Изображение пользователя Virtuouso.

привет, JM! отличная статья, но тут есть еще одна вещь которую не стоит забывать. Когда треки равноценно звучат (даже из выкручеными низкими частотами на канале В) и начинаешь выкручивать низкие в дверь стучится физика! Бочки сливаются(хоть и не много) и ето вызывает резонанс низких частот. В итоге он начинает глушыть средние частоты... Иногда даже пульт хрипеть начинает... что с етим делать? думаю всем будет полезно....

Изображение пользователя JM.

Иногда бывает и прямо противоположный резонансу эффект: бочки входят в противофазу одна к другой и практически глушатся. Выход здесь один: на волосок подтолкнуть или замедлить любой из проигрывателей.

Изображение пользователя brain.

просто не что JM))респектоз тебе,сидел ковырялся по видео и зашел по одной ссылке....и нашел твой сайт)))все понятно описано и самое главное примеры есть) Laughing

красавчик JM!

учусь играть спонтанные треки. Это помогает лучше научится ориентироваться во время сведения и проблем в будущем с игрой подобранных треков возникнуть не должно. правильно ли это?

Изображение пользователя Monty.

Ты лучшиЙ!!
Cool

Изображение пользователя Gzhatsky.

Привет. JM!Спасибо тебе огромное, благодаря твоему сайту и своему старанию, я резидент клуба !играю фанки и диско хаус!и ещё совет всем , кто только начал свой Путь Джедая:не останавливайтесь!тяжело в ученье - легко в бою!всем респект!

Спасибо,наиболее глубоко познакомился с азами))

Изображение пользователя Sasha Flash.

Если позволите поделюсь опытом немного для начинающих.... Много встречал диск жокеев которые вступают по народному говоря на коротких стартах.... Слушаеться не очень!!! Вообщем для болшего понятия трек В надо подогнать так чтобы на протяжении 30 ти секунд ты не трогал джог, Потом просто немного подгонять будешь если начнется горох... И сведение треков уже непосредственно на зал проводить на протяжении минуты!!!! Вот тогда переход хорошо получаеться. Просто практически на всех треках бочка конца идет примерно одну минуту, вот тут и надо уже заявлять о навом треке на зал!!! Ну по крайней мере я так делаю!!!