Когда в далеком 1999 г. я учился битмэтчингу, то за неимением вертушек и микшера мне приходилось использовать простенькую программу-эмулятор диджейских проигрывателей. С тех пор цифровой диджеинг (т. е. диджеинг с использованием компьютера как источника звука) прошел огромный путь от игрушки до полноценной альтернативы традиционному подходу, а его приверженцами стали многие звезды первой величины.
У цифрового диджеинга есть масса преимуществ, но для начинающего DJ главным является, пожалуй, его доступность. И в самом деле, попробовать сводить MP3-треки можно даже на домашнем компьютере, оснащенном специальной программой. Тем не менее, в реальной жизни компьютер чаще всего используется в связке с другим «железом», таким как контроллер или микшер, и различные варианты этих связок порождают множество вопросов у новичков.
В этой статье я постараюсь расставить все точки над i и рассмотреть различные варианты цифрового диджеинга, попутно рассказав, для чего используется тот или иной компонент.
Минимальный набор для цифрового диджеинга
- Компьютер
- Программа-эмулятор (Traktor Pro, Virtual DJ и т.д.)
- Многоканальная звуковая карта
Сердцем любой цифровой установки является компьютер и установленная на нем программа, которая эмулирует «железные» проигрыватели и микшер. Такой программой может быть, например, Traktor Pro или Virtual DJ (см. скриншот). Вместо пластинок или CD-дисков, виртуальные деки программы проигрывают MP3-файлы с твоего компьютера, а виртуальный микшер позволяет управлять звуком, идущим от них. Сигнал с выхода Master Out виртуального микшера направляется на аудиовыход твоего компьютера, откуда он уже попадает на танцпол.
Здесь возникает вопрос. Как известно, большинство компьютеров оснащаются звуковой картой с одним аудиовыходом, который у нас уже «забит» под Master Out. В то же время, работу диджея сложно представить себе без «подслушки», когда DJ имеет возможность слышать в наушниках сигнал с деки, которая не играет в данный момент на зал. Поэтому в цифровом диджеинге очень желательно наличие многоканальной звуковой карты, которая подключается к компьютеру и имеет два или более аудиовыхода.
В сценарии с многоканальной звуковой картой тоже все просто: в настройках программы на аудиовыход карты, подключенный к колонкам, направляется сигнал Master Out виртуального микшера, а на другой, к которому подключены наушники - «подслушка», она же Cue Mix или Monitor.
Описанный минимальный набор уже вполне подходит для занятий диджеингом. Есть лишь одно «но»: подбор питча, работа с фейдерами, эквалайзерами и другими элементами управления виртуальной аппаратуры происходит с помощью клавиатуры и мышки. Мало того, что это страшно неудобно, так еще и делает тебя больше похожим на программиста, чем на диджея.
К счастью, проблема управления в той или иной степени решается с помощью подключения к компьютеру дополнительных устройств, которые мы сейчас и рассмотрим.
Добавим внешний микшер
Необходимое оборудование:
- Компьютер
- Программа-эмулятор (Traktor Pro, Virtual DJ и т.д.)
- Многоканальная звуковая карта
- Микшерный пульт
Установку для цифрового диджеинга можно сделать существенно более удобной, если подключить к ней внешний микшер. При этом в Traktor Pro или Virtual DJ виртуальный микшер отключается и роль компьютера сводится к эмуляции двух диджейских проигрывателей. Соответственно меняется и назначение выходов звуковой карты: если в «минимальном» сценарии на них подавались Master Out и Cue Mix виртуального микшера, готовые к выведению на зал и наушники соответственно, то сейчас на один выход карты подается аудиосигнал с виртуальной деки A, а на другой — с деки B.
Схема подключения микшера здесь идентична варианту с двумя реальными проигрывателями, с тем лишь отличием, что роль обоих проигрывателей играет компьютер. С помощью двух кабелей «тюльпан-миниджек» выходы звуковой карты (т. е. выходы виртуальных дек) соединяются с канальными входами пульта. Дальше все как обычно: усилитель подключается к выходу Master Out микшера, а наушники втыкаются в предназначенный для них разъем.
В итоге ты получаешь возможность работать с крутилками и фейдерами настоящего пульта, вместо того, чтобы пытаться попасть мышкой на нужный регулятор на экране. Управление виртуальными деками (старт, стоп, подбор питча) по-прежнему осуществляется с помощью мышки и клавиатуры, но по крайней мере работа с микшером уже хоть как-то похожа на диджеинг.
Следующий вариант решает проблему клавиатуры раз и навсегда.
Контроллер, или «все в одном»
Необходимое оборудование:
- Компьютер
- Программа-эмулятор (Traktor Pro, Virtual DJ и т.д.)
- Многоканальная звуковая карта
- Контроллер
Контроллер — это специальное устройство, которое подключается к компьютеру через интерфейс MIDI или USB и позволяет управлять программой-эмулятором диджейской установки. По виду контроллер часто напоминает сдвоенные деки с микшерным пультом посередине. Подобно тому, как движение мышкой заставляет указатель перемещаться по экрану, так и перемещение ползунка на контроллере заставляет двигаться соответствующий ползунок в Traktor Pro или Virtual DJ.
Важно понимать, что контроллер сам по себе не воспроизводит и не пропускает через себя звуковой сигнал. Это всего лишь устройство ввода, которое дает в твое распоряжение джоги, фейдеры и регуляторы, на движения которых отзываются соответствующие элементы управления на экране компьютера.
Как я уже сказал, кроме секций двух дек в контроллерах часто присутствует секция микшера, которая позволяет управлять виртуальным микшером программы. Поэтому контроллер дает возможность «пощупать» сведение и без внешнего пульта. При этом, конечно, виртуальный микшер в программе-эмуляторе должен быть включен. А так как контроллер — это устройство ввода, которое не обрабатывает звук, то схема назначения выходов виртуального микшера выходам аудиокарты идентична «минимальному» варианту, описанному в самом начале.
Контроллер — отличный компромисс между удобством манипулирования цифровым звуком и ценой, и поэтому я чаще всего рекомендую это решение начинающим диджеям. Со связкой «ноутбук + контроллер» уже не зазорно выступить в клубе, а стоимость такого комплекта (особенно если учесть стоимость покупки музыки) значительно ниже, чем традиционной диджейской установки.
И все-таки даже самый лучший контроллер не позволяет почувствовать цифровую музыку под пальцами так, как это возможно с виниловой вертушкой или топовой CD-декой от Pioneer. Есть ли и у этой проблемы решение? Читай дальше.
Таймкод: лучшее из двух миров
- Компьютер
- Комплект для диджеинга с таймкодом:
- Специальная программа-эмулятор (Serato Scratch Live, Traktor Scratch Pro и т. д.)
- Специальный аудиоинтерфейс
- Две пластинки или два CD с таймкодом
- Две виниловые вертушки или CD-проигрывателя
- Внешний микшер
Первые решения, основанные на технологии таймкода, появились как ответ на желание турнтаблистов скретчить цифровые треки с компьютера так же, как они привыкли скретчить пластинки на виниловых вертушках. И хотя целевая аудитория DVS-систем (Digital Vinyl System, система цифрового винила) на сегодняшний день существенно шире, многие продукты традиционно отличаются вставкой "Scratch" в своем названии.
Сначала остановимся на том, какую роль в DVS-системе играют вертушки. На оба проигрывателя ставится по особой пластинке (или диску, если это CD-деки), которые идут в комплекте с компьютерной программой. Если на обычной пластинке или диске записана музыка, то на пластинке с таймкодом записан особый сигнал — временной код, или timecode по-английски — который позволяет компьютеру точно определить место трека, в котором сейчас находится игла.
Аудиокабели от вертушек подключаются к специальному интерфейсу, предназначение которого — расшифровка сигнала, который поступает с проигрывателей и сообщение программе-эмулятору положения иглы на той или иной деке.
Дальше все просто. Имея в своем распоряжении непрерывно обновляемую информацию о положении иглы на пластинке, программа осуществляет воспроизведение MP3-файла в точном соответствии с получаемыми данными. Иными словами, если ты остановишь пластинку, то программа сделает то же самое и с цифровым треком. Попробуешь скретчить — программа будет честно отслеживать твои движения через таймкод и повторять их на треке, загруженном в виртуальный проигрыватель. Вот как это выглядит в реальности (интересное начинается в районе 00:30):
Схема подключения микшера в сценарии с таймкодом аналогична базовому варианту с внешним пультом. Сигналы с виртуальных дек программы подаются на выходы многоканальной звуковой карты (роль которой обычно играет тот же специальный аудиоинтерфейс), а оттуда они уже попадают на «железный» микшер. Таким образом, и микшер, и проигрыватели подсоединяются к одной и той же волшебной коробочке, которая подключена к компьютеру.
Прелесть таймкода в том, что он дает возможность манипулировать цифровым звуком так, как если бы это были привычные пластинки или компакт-диски. С другой стороны, это решение вряд ли можно назвать бюджетным, ведь в дополнение к традиционной диджейской установке (две вертушки и микшер), тебе понадобится ноутбук и комплект для диджеинга с таймкодом.
Какой же тогда в этом смысл? Во-первых, экономия на цифровых треках по сравнению с пластинками или дисками. Во-вторых, отсутствие необходимости для скретчера таскать ящик с пластинками на вечеринки. (Зато теперь нужно таскать ноутбук, две пластинки с таймкодом, аудиоинтерфейс и кучу кабелей.) Как всегда, решать тебе.
В заключение
Как ты уже понял, варианты установок для цифрового диджеинга могут быть самыми разными. Более того, разнообразие функций современного оборудования поражает воображение. Бывают контроллеры со встроенной звуковой картой, так что колонки и наушники подключаются прямо к нему. Бывают микшеры, в дополнение к традиционному режиму способные подключаться к компьютеру и выступать в качестве контроллера для микшера виртуального. Бывают...
Впрочем, достаточно. Какими бы вычурными ни были вариации на тему, в них легко разобраться, если ты четко усвоил основы цифрового диджеинга и типичные сценарии подключения. А если это понимание у тебя есть, то эта статья свою задачу выполнила.
Комментарии
Замечательная статья! Всё понятно и нагладно описано! Наверно благодоря этой статьи вопросов по подобным темам на форуме будет меньше JM огромное спасибо за статью!!!
Статья зачетная! А главное очень нужная, особенно новичкам. Все предельно просто, ясно и понятно, как и остальные статьи на "Секретах." Артем, большое спасибо!
подбор питча, работа с фейдерами, эквалайзерами и другими элементами управления виртуальной аппаратуры происходит с помощью клавиатуры и мышки. Мало того, что это страшно неудобно, так еще и делает тебя больше похожим на программиста, чем на диджея.
Четко сказано
Возьму на заметку эту цитату))))
Вопрос по таймкоду, как там треки загружают? Интерисует именно система с виниловыми вертаками.
(просто с таймкодом не сталкивался никогда)
с вертаков идёт диск с тайкодовой синусоидой, её на входе ловит аудиокарта и передаёт программе. Програнна синхронизирует скорость таймкода со скоростью загруженной композизии. Я про трактор.
А потом та же карта по другим выходам выдаёт сигнал тех композизий, которые в проге.
меня интерисует сам процесс поиска и загрузки композиций, к клаве и мышке надо прикасатся? (ивиняюсь за глупый вопрос)
да
Люди которые поспешили похоронить винил в очередной раз облажались.Я в винил таймкодах нашёл для себя идеальный вариант.Играю мп3 на виниле благодаря гениальности людей которые изобрели таймкод !!!!!!!!!!!!!!!!!!+ покупаю пластинки.Сейчас у меня всего 30 пластов но гигабайты мп3.И всё в ажуре:) Сд-деки похоронил в коробки...
Все это знал, но теперь еще раз все понял
Артем молодец, так держать, актуальность данной темы не надо даже оглашать(о рифма )...
Очень актуальная статья +1
Меня заинтересовало, тогда вопросики 1) Насколько долговечны пласты и диски таймкода? 2) смогу ли я играть на 2 сиди деках и одной вертушки одновременно? 3) что лучше Serato Scratch Live али Traktor Scratch Pro (просто другое не слышал)?
Serato ITCH
весч)_
1) Настолько же на сколько и обычные. Если сд не вынимать из дек , то они вечные . Винила плюс ,что там две стороны(17 мин. и 15 мин.) и главное игла не слетает .
2) Да. Можешь играть хоть на 4-х (в тракторе предусмотрены 4 деки)
3)Не знаю,разные производители и цены. Но в тракторе помимо дек + можно подключить Х1 ( http://allfordj.ru/product/native-instruments-traktor-kontrol-x1/ ) и не нужно переплачивать за микшер с блоками эффекторов и миди.
Серег а на Серато реально играть на двух сидюках и вертушке одновременно, а то что то мне она поболее понравилась, кстате а зачем мне Х1 если у меня миксер с эффектами есть
http://serato.ru/img/ssl3_big.jpg
если играется на виниле то переключить на обычный режим можно просто щёлкнув переключателем входа пульта.
На это должен знать ответ тот кто играет на нём .
А в тракторе для этого придётся использовать интерфэйс .
Безумно полезная статья. Я как раз интересовался этим. Сколько же я искал подобное в интернете...
Спасибо)
Ребята всем привет.
Купил себе cd-проигрыватель American Audio CK-1000
http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=6949903&hid=90549
Скажите его можно подключить к Виртуал Dj или Traktor чтобы поиграть с него как с контроллера??
Если да то какие гаджеты для этого нужны и как подключить?
dvs надо.у меня serato sl1,до этого юзал m-audio connectiv(torq dj),traktor audio 4 dj,stanton final scratch 1.файнал скретч жирная штуковина,с файрвейром,но места занимает много+цена высокая.в торке задержка бесит,трактор я не полюбил из-за интерфейса.Серато удобнее.+у меня mpd18 подключена,сэмплами с серато через неё работаю.удобно )+образ сидюков с таймкодом можно скачать на рейновском сайте