Сведение: как это делается

Сведение: как это делается

Итак, битмэтчинг – это твое второе «я», с аппаратурой ты работаешь с закрытыми глазами, а слова «квадрат», «брейк» и «такт» прочно вошли в твой лексикон. Замечательно! Самое время двигаться дальше и учиться сводить треки. Сегодня мы попробуем на вкус, что такое сведение, сделав простой переход с одной композиции на другую.

Для начала: выставление уровня звука

Уровень громкости треков на разных пластинках может существенно отличаться. (Как будто того, что они обычно записаны в разном темпе, недостаточно!). От звука одной пластинки у тебя может закладывать уши, а звук другой, поставленной вместо нее на проигрыватель, может быть едва различимым.

Твоя задача как диджея – обеспечить одинаковый уровень громкости для всех треков, которые играют на танцпол. Общее правило здесь таково: звук должен быть выставлен так, чтобы на самых громких частях композиций прыгающие полоски их поканальных индикаторов время от времени касались красной области, но никогда не оставались в ней. Это будет в районе уровня 0 dB. Если на твоем микшере поканальных индикаторов нет, то можно ориентироваться на уровень Cue Mix или уровень основного выхода микшера (при полностью открытом фейдере нужного канала).

Управление уровнем звука канала происходит с помощью регулятора Gain. Этот регулятор должен быть правильно выставлен заранее, до того, как ты начнешь выводить трек на танцпол.

Если твой микшер может похвастаться поканальными индикаторами, то это легче легкого. Прямо в процессе битмэтчинга, пока новый трек играет у тебя в наушниках, выставь его регулятор Gain так, чтобы в громких местах композиции полоска канального индикатора изредка касалась красной зоны, как описано выше.

Если же о поканальных индикаторах приходится только мечтать, то, пока ты учишься, можно немного смошенничать. Полностью открой фейдер нового трека, закрыв остальные, поставь иглу в громкое место композиции и отрегулируй Gain, ориентируясь на уровень основного выхода микшера. Со временем ты научишься выставлять Gain нового трека прямо в процессе перехода, но пока забивать голову этим не стоит.

Итак, темп нового трека подобран, уровень звука выставлен. Пора начинать переход!

Когда запускать новый трек?

Очевидно, что новый трек нужно запускать за некоторое время до окончания старого. У тебя должно быть достаточно времени, чтобы: а). исправить в наушниках ошибки запуска, если они были, б). вывести новый трек на танцпол, в). дать трекам позвучать вместе и г). плавно увести старую композицию. К счастью, расширенные версии танцевальных треков, которые играют диджеи, специально имеют длинные вступление и окончание, которые идеально располагают к плавным переходам.

Для того, чтобы переход получился максимально гармоничным, квадраты (а лучше двойки) старого и нового треков должны быть совмещены. При таком раскладе изменения в течении обеих композиций будут происходить одновременно, что звучит наиболее естественно. Совместить двойки очень просто, достаточно запустить новый трек в аккурат под очередную двойку старого. Более подробно о совмещении двоек написано в отдельной статье.

Представим, что мы делаем переход между Get Down из статьи о структуре трека и другим треком, структура которого пусть будет такой же (назовем их треками A и B соответственно). Самый прямолинейный способ свести эти треки – запустить B одновременно с началом инструментального припева трека A и осуществить переход в течение 16-тактного отрезка, следующего за этим припевом.

В результате, как раз тогда, когда A уйдет в окончание в виде чистой бочки, на сцене появится B со своим вступлением, которое будет вытеснять остатки трека A и полностью сменит его к окончанию этих 4 квадратов (или двух двоек). Вот как это выглядит для слушателя на танцполе:

Трек A   Трек B
10. ...
11. Инструментальный припев – 16 тактов
   
12. Окончание – 16 тактов (переход) 2. Инструментальный припев – 16 тактов
    3. Куплет – 8 тактов
4. ...

Рассмотрим весь этот процесс в деталях.

Переход: шаг за шагом

Итак, на танцпол гремит трек A, который близится к своему завершению. Одень наушники на оба уха и поставь регулятор баланса Cue Mix/Master на микшере в среднее положение. Теперь ты слышишь в наушниках как зал (канал A), так и Cue Mix (канал B). Одновременно с началом инструментального припева A запусти трек B. У тебя есть целая вечность – 16 тактов, чтобы исправить ошибки запуска и заставить треки звучать точно бит в бит.

Примечание. Почему старт нового трека нужно делать в наушниках? Потому, что если ты будешь стартовать трек B под танцпол или под мониторы, задержка звука от последних приведет к тому, что ты синхронизируешь B не с треком A, а с его отстающей версией. В итоге трек B будет немного отставать от реального A. Это может стать весьма неприятным сюрпризом, когда придет время делать переход. Вот такая вот физика.

Когда инструментальный припев трека A будет походить к концу, сними наушники: время начинать шоу. Под первый бит новой двойки быстро передвинь фейдер B примерно наполовину вверх, одновременно совсем чуть-чуть убрав фейдер A. Общее правило сведения: резкие изменения при переходе делаются только под начало новых двоек. (Мы ведь пытаемся замаскировать наши манипуляции под естественный ход музыки, а большие изменения в ней происходят именно по двойкам.)

Теперь расширяй завоеванную территорию, медленно передвигая фейдер B вверх, а A – вниз. При этом не забывай поддерживать постоянный уровень звука на танцполе, отслеживая его по индикатору основного выхода микшера. «Встреча на Эльбе» должна произойти где-то на уровне 75% обоих фейдеров, хотя, впрочем, это зависит от пульта.

Ты еще не забыл, что в нашем 16-тактовом окончании две двойки? Это означает, что по прошествии первых 8 тактов перехода ты можешь немного форсировать события под шумок начала второй 8-тактовой двойки. В нужный момент забудь о плавности и быстро подвинь фейдер B, убрав A еще больше. Конец этой двойки посвяти выведению B до 100% так, чтобы с новых 16 тактов на танцпол звучал только этот трек. Переход завершен!

Кроссфейдер или ползунки каналов?

Кроссфейдер или ползунки каналов?Не знаю, где я это вычитал, но когда я учился сводить, я использовал кроссфейдер вместо канальных фейдеров для перевода звука между каналами. В этом варианте ползунки обоих каналов открыты и ты пользуешься кроссфейдером, чтобы плавно переводить с одного канала на другой.

В первое время кроссфейдер не доставлял мне неудобств. Однако, по мере того, как мое мастерство росло, росла и потребность в более тонком управлении звуком во время перехода, которое кроссфейдер был не в состоянии обеспечить. Цитата: «We must concede that some traditional mixing tasks are best accomplished with the two knob method.»

В итоге я стал работать только с ползунками каналов, что советую и тебе. Более того, я еще не видел профессионального диджея, который использовал бы кроссфейдер для сведения (поправь меня, если я невнимательно смотрел). Резюме: оставь кроссфейдер тем, кто его изобрел – скретчерам.

Как удерживать синхронизацию

Какими бы хорошими ни были твои навыки битмэтчинга, все равно надеяться на то, что два трека будут вечно звучать бит в бит, не приходится. Рано или поздно они начнут расходиться. Как удерживать треки в синхронизации во время перехода?

Для этого стоит регулярно надевать наушники, что позволит тебе более точно контролировать совместное звучание треков. Если треки пошли вразнобой, аккуратно корректируй один из них. Тут есть один секрет: чтобы танцпол не услышал твоих корректировок, делать их лучше на том треке, в котором в данный момент отсутствуют звуки высоких и средних частот (такие как вокал и высокие ноты мелодии).

Почему? Дело в том, что во время корректировки естественным образом меняется высота тона проигрываемого звука, а это наиболее заметно на звуках высокого частотного диапазона. В нашем примере все корректировки стоит делать на треке A, т.к. в момент перехода в нем звучит одна бочка. Проигрыватель с треком B и его инструментальным вступлением лучше не трогать.

Это еще не все...

Надеюсь, что эта статья помогла тебе получить ясное представление о том, что такое сведение и как делаются переходы между треками. В следующих материалах мы рассмотрим использование эквалайзера для более гладкого сведения, а также другие варианты наложения частей композиций друг на друга.

Комментарии

в принципе ничего нового не узнал...

Спасибо огромное! оЧень подробный и хороший сайт и материал для начинающих диджеев! Простым языком изложены важные вещи! DJ JM молодец чувак!!!!!!!

Про сведение хорошо написано, но про эквалайзер тоже нужно рассказать

Изображение пользователя JM.

Спасибо! Про эквалайзер при сведении расскажу отдельно, в новой статье.

Да, статья о эквалайзере была бы очень кстати Smile

Daesh statju pro equalizer!!!!

Интересно, кто вам сказал о том, что уровень входящего сигнала должен "Слегка" заходить в красную зону?!
Слегка - это вообще сколько!? Если вы не в курсе, то уровни должны быть в ноль!
Если хочется делать громче то это надо делать на усилителях. Можно и "мастером", но если вы за ранее делали чек с завышенными значениями выходящего из пульта сигналом.

А вы специально рассматриваете ситуацию в которой отсутствует монитор?!

Изображение пользователя JM.

Partyzan, спасибо. Я откорректировал соответствующие пассажи, чтобы сделать их яснее: "...звук должен быть выставлен так, чтобы на самых громких частях композиций прыгающие полоски их поканальных индикаторов время от времени касались красной области, но никогда не оставались в ней. Это будет в районе уровня 0 dB."

Изображение пользователя Filippino.

Привет! Слушай , а ты сможешь про скретч написать пожалуйста если несложно Rolling Eyes

Изображение пользователя JM.

Filippino, я пишу только о том, что знаю на личном опыте, а скретчингом я не занимаюсь. Тем не менее, возможно, что в будущем для написания статей на эту тему будут специально приглашаться опытные турнтаблисты. Поживем – увидим.

Изображение пользователя Castro men.

Админ, в профайле добавление подписи не работает. Пофиксь плз Razz

Изображение пользователя dennyseemo.

Спасибо за отличные статьи!
Я не силен в энглише но подозреваю что по ссылке в этом тексте "..которое кроссфейдер был не в состоянии обеспечить." объясняется почему предпочтительнее пользоваться ползунками. Ты не мог бы объяснить эти тонкости или как-то аргументировать?)

Изображение пользователя JM.

Я бы с радостью объяснил, но боюсь, что не сделаю это лучше, чем статья. Вкратце по ссылке находится рассказ о том, как инженеры пытались подогнать кривую кроссфейдера под все растущие запросы DJ, с моралью: ползунки каналов дают наилучший контроль за переходом.

Изображение пользователя G-White.

Понятно, спасибо, а вот скажи пожалуйста, какие еще есть методы сведения.

дапустим можно:
Трек A---------------------------------------Трек B
10. ...
11. Припев – 16 тактов--------------------01. Вступление – 16 тактов(не слышно)
12. Инстр. припев – 16 тактов------------02. Инстр. припев – 16 тактов
13.Окончание – 16 тактов(не слышно)--03.Куплет – 8 тактов
-----------------------------------------------04. Припев – 8 тактов

или как нибуть по другому(в большинсве сетов например в радио шоу диджей ставят только сок трека напимер середину самое значительное. Продолжительность выходит минуты 3-4, по твоему примеру, думаю выйдет минут семь. Может существует разные спопобы, для сетов в клубе так, для ради шоу по другому) или всегда следовать твоему примеру тоесть как я понимаю перед началом "окончания" трека А должно идти то что следует после "вступления" трека В , например в данной ситуации "инстррументальный припев", а может там будет сразу куплет?или всегда в начале идет "вступление" потом "инстр. припев."?
Может быть это бред и я сам конечно не понимаю что пишу Smile потому что даже неразобрался с строением трека. ну канечно можно определить когда начинается вступление и начинается инстр. припев. а когда он заканчивается и наступет дело куплета вот ето мне тяжело понять? вопрос конечно не по теме, но можно пожалуйста поподробней. Rolling Eyes

Изображение пользователя JM.

G-White, конечно, приведенный пример - это не единственный способ наложения частей композиции друг на друга при сведении. Надеюсь, что скоро у меня будет время рассказать и о других подходах.

Что же касается определения частей трека, то с опытом это становится более-менее инстинктивным. Для начала я бы посоветовал тебе отслеживать квадраты (и двойки) твоих любимых композиций и пытаться понять, какие изменения происходят в ходе композиции.

JM.
А можно научитса сводить треки на компюторе?)

Изображение пользователя Castro men.

Shock О нееет! Только не сводить!!! Только не на компьютере!!! Мы все умрем... Sad

Изображение пользователя Neolight.

Женька, разумеется можно. На форуме об этом немало написано.

Cпс...) буду юзать поиск(=

Ты написал:
________________________________________
Примечание. Почему старт нового трека нужно делать в наушниках? Потому, что если ты будешь стартовать трек B под танцпол или под мониторы, задержка звука от последних приведет к тому, что ты синхронизируешь B не с треком A, а с его отстающей версией. В итоге трек B будет немного отставать от реального A. Это может стать весьма неприятным сюрпризом, когда придет время делать переход. Вот такая вот физика.

Какими бы хорошими ни были твои навыки битмэтчинга, все равно надеяться на то, что два трека будут вечно звучать бит в бит, не приходится. Рано или поздно они начнут расходиться. Как удерживать треки в синхронизации во время перехода?

Для этого стоит регулярно надевать наушники, что позволит тебе более точно контролировать совместное звучание треков. Если треки пошли вразнобой, аккуратно корректируй один из них. Тут есть один секрет: чтобы танцпол не услышал твоих корректировок, делать их лучше на том треке, в котором в данный момент отсутствуют звуки высоких и средних частот (такие как вокал и высокие ноты мелодии).
________________________________________________
Вопрос:
Когда надеваешь наушники, чтобы контролировать совместное звучание, надо их одевать на оба уха, или только на одно?

(В первом случае они играют вместе в наушниках и там сложно определить какой трек отстает.
Во втором случае трек А играет в наушниках, а В в мониторе, и как написано выше, задержка от мониторов приведет к тому что я буду синхронизировать трек А с отстающией версией трека В, что приведет к перебитовке.)

Изображение пользователя JM.

"Когда надеваешь наушники, чтобы контролировать совместное звучание, надо их одевать на оба уха, или только на одно?"

На одно или оба - не имеет значения, главное, чтобы перебитовку ты ловил именно из наушников, когда оба трека ты слышишь из одного и того же источника звука.

оба трека из одного и того же источника, то есть в наушниках должны играть в это время два трека
я правильно понял?

то есть надо научится определять какой быстрее, когда оба трека играют с одинаковой громкостью в наушниках?)

Изображение пользователя JM.

Seny - да.

И Спасибо за статью, объяснены все главные моменты до мелочей, буду всем рекомендовать!

On, я не совсем понял: что должно происходить с битом трека после его "присоединения"?
он должен оставаться "скорректированным" под предыдущий трек? или надо вернуть его первоначальную скорость?

в первом случае получится, что весь сет идет на одной скорости?...
я слышал и такие. но слышал и сеты с разной скоростью треков - как тогда возвращать оригинальную скорость на место?

Изображение пользователя JM.

Cobra, после сведения питч нового трека в ноль не возвращается. Иными словами, да, весь сет идет в одном темпе.

Если же копнуть еще глубже, то по ходу ночи диджей постепенно увеличивает темп сета. Для этого он где-то раз в полчаса плавно передвигает питч вперед на 0,3-0,5%.

В любом случае, о возвращении питча в ноль после сведения речь не идет.

On, спасибо.

Изображение пользователя G-White.

JM, объясни пожалуйста как свести трек с переменным бпр (в трансе давольно часто таки встречаются), мне кажется ето практически не возможно так как смысла нет подправлять трек если он разойдется на следующи бите Confused

Изображение пользователя JM.

G-White - транс с переменным BPM? Это необычно. Может, какая-то пиратская копия трека?

Изображение пользователя White Neon.

Скажи JM, я звичайно не профі, в клубах не граю, але діджеїнг моє захоплення. Грав я покишо тіки на комп. симуляторах, може ше чого і не зрозумів. Але буває така ситуація, що хочеться поставити наступний трек в якого значно більший БПМ і при вирівнюванні його звучання треку не таке, як би цього хотілося. Що робити в такому випадку? Чи можливі, якісь варіанти, щоб звести такі два треки? Ну поступово підтягувати Пітч чи ше шось таке?Буду дуже вдячний за відповідь. І ше хотів попросити тебе чи не міг би ти послухати мій мік Embarassed Хочу почути шо я нетак роблю і що в мене погано виходить!