Итак, друзья, пришло время поговорить о скретче, вернее, об оборудовании для него.
Вечный спор – что же выбрать: CD или винил. Я скретчу на том и на другом, но здесь есть важное «но»: не все CD-деки имеют крутящий момент, т.е. тягу. (Наиболее удачная эмуляция винилового вертака, на мой взгляд, – это Technics SL-DZ1200 и Denon DN-3700, но о них в другой раз). В этой статье мы будем говорить в основном о виниле, т.к. все уважающие себя скретч-диджеи рубят именно на нем.
Виниловые проигрыватели
Вертушки делятся на два вида – ременные и с прямым приводом. Ремень для скретчинга (и не только для него) не подходит, поэтому покупай вертак с прямым приводом. Дедовские совковые проигрыватели для нас не вариант, поэтому перейдём к покупке хорошего вертака.
Я учился скретчить на Stanton T.80. Отличный аппарат, жаль только, что в нем нет подстройки высоты тонарма. Картридж у меня был Stanton 605 SK, он недорогой и подходит для скретчинга, не сильно убивает винил. Микшер у меня был Stanton SA-3, слипмат Ortofon Night Club.
Неплохие недорогие вертаки – Numark TT200, но вот на них питч долго не живёт. Gemini TT-02 – тоже неплохой вертак, но эта фирма лично мне не нравится, качество не всегда на высоте.
Следующим моим вертаком стал Reloop RP-2000 MK3. Этот аппарат очень хорош, сделан с закосом под Technics SL-1200, но вот тяга на нём слабовата. (Стоить отметить, что для нормального вертака тяга, т.е. крутящий момент, должна быть не менее 1 кг/см. В Техниксе – 1,5 кг/см.)
За свою карьеру я опробовал немалую гору проигрывателей, в том числе Numark TTX, Stanton T.120, Stanton STR8.150, Reloop RP-6000 MK6, American Audio HD5, Vestax PDX-2000, Technics SL-1200/SL-1210MK2/SL-1210M5G (на фото). Больше всего мне понравилось работать именно на Техниксах и на 120-м Стентоне, хотя Релуп, Ньюмарк, Американ Аудио и Вестакс этой линейки тоже отличные, можно смело покупать. Но мой совет – бери Техникс. Б/у или новый, но Техникс.
Объясню почему. Во-первых, это качество, проверенное десятилетиями. Во-вторых, почти на всех скретч-баттлах ставят Техникс (может, иногда Техникс плюс Вестакс). В-третьих, если вертушки нужно будет продать, ты это сделаешь быстро и без проблем.
Вестакс – хороший вариант, но чем он мне не понравился, так это тем, что у него пластмассовый корпус. Со временем у вертака начинают фонить выходы, нужно чинить.
При покупке проигрывателя обязательно обрати внимание на тонарм: люфта не должно быть ни в коем случае. Бери вертак с возможностью регулировки высоты тонарма. На большинстве вертаков есть реверс и функция выключения двигателя (motor off).
Микшер
Микшер нужно брать скретчевый, с регулировкой кривой кроссфейдера и без ничего лишнего в области фейсплейта (т.е. поверхности) кросса. (Например, на микшерах Pioneer, кроме 707-го и 909-го, мешает регулятор громкости наушников и кнопка эффектов).
Не бери Gemini! Кросс и фейдеры у Джеминай убиваются довольно быстро. Ньюмарк – тугой кросс, Американ Аудио Q-D5 – неплохо, Stanton SA.3 – отлично, Reloop Cut – супер. Но лучше накопить на 6-ю или 5-ю серию Вестакса (тут кому какой по душе, лично мне – Vestax PMC-06 Pro, на фото).
Если денег хватает, бери Ecler Nuo или Rane – например, TTM-61. Плюс в Рейне есть встроенная Seratо.
Всем советую кроссфейдер InnoFader. Он становится в большинство микшеров и делает их супер-удобными для различных техник скретчинга – будь то элементарный форвард или чирп или же продвинутый краб или комбо.
Картриджи и хедшеллы
Вертушки с микшером – это еще не все. Для скретчинга нужны хорошие иглы и слипматы.
В плане игл следует выделить продукцию фирм Shure и Ortofon. Для начала пойдут иглы Shure White Label или Ortofon Concorde S. Идеальные иглы для скретчинга – Shure M44-7 (я пользуюсь только ними) и Ortofon Q.BERT. Кто такой DJ Qbert, я надеюсь, ты знаешь, если читаешь эту статью.
Если ты только начинаешь, возьми 605-е Стентоны, о которых я писал выше. Stanton 620 SK и особенно 605 SK использует Dj Craze, один с сильнейших тейблистов Земного шара. Но я все равно выбираю Шур М44-7.
Теперь по хедшеллам (корпус головки). Ортофоновские картриджи идут зачастую в сборе, но есть возможность ставить некоторые иглы на другой шелл. Лично у меня 3 хедшелла: Техникс, Вестакс и Релуп Скретч. Мои шеллы – универсальные (они дороже тех, что идут сугубо под определённый вертак).
Не забудь обратить внимание на правильную настройку давления иглы на пласт и подбор грузиков шелла.
Слипматы и скретчматы
Слипматы – это коврики под пластинку. Слипматы для скретчевых целей называются скретчматами, и их отличие в том, что они тоньше. Обычные слипматы плотнее и лучше подходят для сведения.
Купи несколько слипматов, т.к. им свойственно намокать. Иногда под слипматы можно положить пластиковую прокладку для улучшения скольжения.
Что юзаю я: Ortofon Night Club, Ortofon Gold, Traktor Butter Rugs (на фото). Самые жирные слипматы для скретча – это «самураи», т.е. Vestax Samourai. Есть хорошие слипматы от Техникс, Стентон, Релуп, но все мои знакомые используют именно Ортофон. Меня ещё прут Баттеры, хорошо летают.
Уход за иглами и пластами
Главный совет: Не пожалей денег на карбоновую щётку для пластинок. При скретчинге ты оставляешь на пласте пыль, жир и грязь со своих пальцев, а игла все это собирает.
Пара слов о DVS
DVS-системы, то есть системы c таймкодом – это отдельный разговор. DVS позволяет тебе играть MP3-файлы с твоего компа через контрольные пластинки или CD-диски.
Я работал с M-Audio Torq Conectiv, NI Traktor Scratch A4, Rane Serato SL1 (Scratch Live 1). Файнал Скретч не юзал. Торк – недорогой и хороший, но иногда лагает, т.е. дает задержки. Трактор – отличный выбор, но Серато порадовала больше всех. Правда, в конце концов от таймкодов я отказался, т.к. звучание живого винила мне по душе намного больше.
На этом пока все, удачных запилов. В следующий раз я расскажу о том, какие собственно бывают виды скретча и как их делать.
DJ 7.62 (Scratch Like This Ukrainian Community) эксклюзивно для «Секретов диджеинга от DJ JM»
Комментарии
Лучшие сд проигрыватели с эмуляцией это бесспорно : Денон 3500 (платер 7") или ещё лучше за счёт 10 дюймового платера 3700 . По звуковым х-кам денон так же лучшие. Техниксы цифра выдают при скретчинге звук токарного станка. И кстати DVS системы скорее больше ориентированы на близость к контроллеру чем к скрэтчингу: звук голимый...
ещё сумрачными гениями был придуман NUMARK X2.
Сие чудо выглядит максимально приближеном к эмуляции винила. Но фирма...
вы еще cdx от ньюмарка вспомните))там,где пласт вместо джога прихобочен))с сидюков Деноны решают)35ки и 37е отличные аппараты)
А зачем создавать эмуляцию? Даешь натуральный скрейч! Можно и готовым файлом для скрейча на пио поскрейчить.
о скретче на пио):знаем,практикуем,чем часто высаживаем арт-директоров клубов,далеких от этого и вечно спрашивающих,а зачем это делать?)пилил на 350х,400х,800х,850х,900х,1000х,2000х пионерах в связке с разными микшерами(от своего вестакс 06 до рейна 61,пилил и на 350м,400м,600м(один с моих нелюбимых микшеров),700м,800м микшерах пионер.кросс не режет,как следует,и это раздражает,но привыкаешь.зато 707й и 909й микшеры-самое то.пару сидюков с тулсами-и пошла жара)